08.06.2018

История искусств часть 3

Всем добрый день! Сегодня будет уже третья часть занятий по истории искусств для детей и родителей. И последняя, которая будет в открытом доступе. 

ЦУ и подробности в первой части ВОТ ТУТ

В первых двух частях были открытия пещерной живописи и таинственной цивилизации ольмеков. Теперь, пожалуй, поговорим про Египет. Очень популярная и может даже несколько заезженная тема для детского творчества. Дети чаще всего при словах Древний Египет вспоминают гоняющуюся за кем-нибудь мумию из мультиков) Но и такую тему можно повернуть так, что рассказать не только общеизвестные факты, но и обратить внимание на детали, которые характеризуют древнеегипетское искусство.
Поехали!

По традиции сначала расскажу историю) 

В 1799 году уже год как шла Египетская экспедиция Наполеона. Близ городка Розетта (ныне Рашид) французскими солдатами  совершенно случайно (впрочем, как и многие находки меняющие мир) была найдена  каменная плита с тремя видами текста. Французы поняли, что нашли что-то важное. А в 1801 году французы в Африке потерпели поражение от англичан и были вынуждены передать им плиту вместе с другими памятниками и находками. 






Розеттский камень весит 760 кг (примерно как корова). Имеет высоту 114,4 см (примерно ростом с пятилетнего ребенка) и ширину 72,3 см. Он был когда-то частью стеллы надпись на которой была сделана в 196 г. до н. э. на древнегреческом языке, демотическим письмом (одна из форм египетского письма) и древнеегипетскими иероглифами. 




Вот с последними и связана всемирная известность этого куска гранодиорита (такая горная порода, раньше думали, что камень из базальта). Так вот. До появления Розетского камня, то есть до начала 19в, с пониманием древнеегиптских иероглифов были проблемы: обозначает ли каждый иероглиф звук, или целое слово? Или это просто какие-то символы? И если текст на греческом языке прочитали быстро, потому что он хорошо был известен лингвистам, демотическое письмо одолели не сразу, но одолели, потому что уже был опыт расшифровки подобного текста, то расшифровка иероглифов оставалась загадкой до 1822 года. Над ней трудилось несколько учёных, но обошёл всех 32-летний француз Жан-Франуса Шампольон. Сначала он разгадал в тексте имена Клеопатра, Рамзес и Птолемей, на этой основе Шампольон постепенно понял значение некоторого количества иероглифов, выпустил "Очерк иероглифической системы египтян" и дал ключ к дальнейшему изучению не просто древнеегипетской письменности, а открытию культуры целой цивилизации!




Но не только благодаря письменности можно понять цивилизацию...
Задание. ...Благодаря чему ещё? Что нужно найти и изучить, чтобы лучше понять древнюю цивилизацию? Если археологи найдет только дома, допустим, они смогут понять кто там жил и чем занимался? 
Какие варианты ребёнок предложит? (Здания, посуду, захоронения, скульптуру, транспорт, рисунки... )

Кстати, о изображениях) Древний Египет оставил после себя множество разнообразного изобразительного материала по которому можно, понятное дело, изучать историю цивилизации, но сейчас мы рассмотрим изобразительное искусство с точки зрения канонов и правил рисования, которые были приняты у египтян. 




На протяжении 3500 (!!!) лет художники Древнего Египта использовали одни и те же (!) правила в своих работах. Был период при Эхнатоне, когда эти правила смягчились, но в итоге в целом кардинально не поменялись. Для любого изображения были чёткие инструкции: для людей, богов, животных, растений, мебели, домов, окружающего пространства... Голова и ноги человека изображались в профиль, тело и глаз - в фас. Мужские тела окрашивались в более тёмный цвет, чем женские; размер фигуры фараона был всегда больше, чем простого человека; детей изображали также как взрослых только маленького размера; богов изображали только так, как указано и никак иначе (Анубис с головой шакала, Гор, бог неба, с соколиной головой). У изображений нет светотени, перспективы, переднего и дальнего планов. Если древнеегиптескому художнику нужно было нарисовать многоплановую картину он помещал один "план" под другим. Тот, что ниже - передний. Пропорции тоже соответствовали канону...







Отступление. Первый класс слово пропорция не знал. Сначала я объясняла на примере кулинарии. Вот у нас есть рецепт, допустим, каши: вода, сахар, соль и крупа. Если мы положим по ложке всего будет скорее всего невкусно. А если мы поменяем пропорции: одна ложка крупы, одна воды, щепотка соли и ложка сахара, то скорее всего каша будет вкуснее. А если снова поменяем пропорции и нальем воды не ложку, а стакан, то получится суп)) 
Или: в реальной жизни дом выше человека, но когда мы рисуем мы можем нарисовать этот дом ростом с человека, то есть изменить пропорцию. 
После каши перешли к телу человека. Вот у нас такая голова, руки-ноги. А когда мы рисуем мы можем нарисовать огромную голову или длинные ноги, то есть мы меняем пропорции тела человека.

А может вы вообще объясните ребёнку этот термин с точки зрения математики и определения про соотношение частей будет достаточно)

Задание: Можно подумать где ещё можно встретить пропорции. В архитектуре, например. Куклы есть с большими головами, а есть Барби, допустим...

Так вот... У египтян было чёткое правило относительно пропорций человеческого тела. Оно было разделено на 21 часть. Высота стопы равнялась одному пальцу. Все подробности изображения фигуры, например размеры носа, глаз, рта и т. д., даже ширина груди и толщина руки в различных местах всё имело свою чётко обозначенную величину. От которой древнеегипетский художник не имел права отступать! 


Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Также этот канон упрощал работу над изображением фигуры большого размера. И снова благодаря канону над одной фигурой могло трудиться одновременно несколько художников или скульпторов. Ведь всё уже посчитано!

Художником в то время считался не тот, кто может передать через изображение своё видение. Хороший древнеегипетский художник должен был знать все каноны, с точностью им следовать, иметь твёрдую руку (приходилось выцарапывать на камне) и аккуратно работать! Отступление от правил наказывалось. Даже цвет рисунка художник не мог выбрать самостоятельно! Ремесло передавалось по наследству, родители могли сами обучать детей.

Задание: Нарисовать фигуру человека, укладываясь в расчерченные границы (по примеру на картинке ниже)
Я делала так: распечатала картинку и через копирку (но можно и через окно) перечертила только линии. Перед рисованием надо обсудить, что голову рисуем вот только до этой линии, а талию не шире вот этих точек. 6-7 леткам возможно будет сложно уложиться, но зато прочувствуют на себе какого это рисовать не как хочешь, а как надо.




Задание: Что изобразил египетский художник? Последняя картинка, конечно, как подсказка. Не показывайте её ребёнку сразу)






Так как все изображения были плоскостные, а не трёхмерные, то для перспективы египтяне тоже придумали свой закон...

Объясненить перспективу проще всего на примере близко-большое, далеко - маленькое. Если мы стоим рядом с деревом, то оно выше нас, но если посмотреть далеко, то кажется, что деревья маленькие. А подойдем - высокие же!

Художники Древнего Египта игнорировали правило уменьшения предметов, если они расположены далеко. Если, например, художнику требовалось изобразить аллею деревьев, то он рисовал их все одинаковой величины — как на переднем, так и на дальнем плане. Зачем что-то изобретать, если на рисунке передана информация! Деревья есть? Есть! Мы же знаем, что они одного размера в итоге? Зачем эти сложности)
На картинке выше все деревья — одинаковой величины, а бассейн нарисован в виде сверху. По картинке всё понятно про окружающий пейзаж? Так кому нужна эта перспектива!
 ***



Задание: Нарисовать древнеегипетского бога на папирусе. Можно совместить это с заданием на пропорции.
Подзадание: что такое папирус?
Про богов - это отдельная огромная история, пока остановлюсь на кратком описании.


Анубис - божество с головой шакала и телом человека. Бог бальзамирования, смерти и загробного мира, хранитель ядов и лекарств


Хор или Хорус бог царственности, неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца. Покровитель фараонов


Сетбог-воин с красными жгучими глазами, в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти.

Тот древнеегипетский бог с головой ибиса. Бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка.


Бастетбогиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.


Себекв египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. 

Как делали мы с первым классом.
Я раздала распечатки ч/б изображений богов и копирку. Кто-то помнит что это за чудо-вещь?) Копирка долго потом была хитом занятий. Пользовались ею много)) Сначала на лист А4 нужно было перевести рисунок. Это требует аккуратности и некоторой усидчивости.

В общем, варианты выполнения могут быть такие:
1. Перерисовать бога с картинки выше, совмещая с разлиновкой пропорций.
2. Перерисовать в свободной манере, но пытаться передать особенности изображения и детали.
3. Распечатать ч/б рисунок и раскрасить
4. Или сделать как мы с первым классом)
5. Придумать свой вариант!


Ч/б богов нашла на сайте Education.com




Вторым шагом мы превращали наш лист в папирус. По рецепту ниже.





Делаем "древнегепитский папирус":

1) Процарапываем на листе бумаги (лучше акварельной - она рыхлее, но и ватман подойдет) толстой иголкой параллельные линии. Без линейки!


2) Для убедительности "старости" папируса можно ободрать немного края.

3) Коричневыми оттенками акварельной краски с большим количеством воды раскрашиваем наш лист. Края делаем чуть темнее.
После высыхания "папируса" тонкой кисточкой и чёрной краской нужно было обвести контуры рисунка и затем раскрасить божество при желании. Используйте белую и золотую краски. Белая эффектно смотрится на коричневом фоне, а золото... Ну какой ребенок откажется порисовать золотой краской?!))


***

Уф. Насыщенный урок получился! Его смело можно поделить на две части. поделитесь, пожалуйста, впечатлением: всё ли понятно, может перемудрила или наоборот? Учту все замечания в дальнейшем.

На этом уроке моя щедрость заканчивается) Дальше по плану ещё урок про Египет, потом Междуречье, скифы, Древняя Греция... Но доступ буду открывать уже платно. Подробности напишу.

PS Прошу прощения за скачущие шрифты - блогер капризничает и редактирует по собственному желанию. Постараюст исправить.

Спасибо всем за интерес! По-прежнему рада обратной связи и картинкам работ. 
Можно писать на почту muzamama@gmail.com
Или выкладывать в ИГ с хэштегом #история_искусств_для_детей_muzamama

Картинки богов взяты в Википедии.
Использовала "Историю искусств" Гомбриха, "Зарубежная школа рисунка" Ростовцева, Википедию, и так, статьи и сайты по мелочи)

6 комментариев:

  1. Ирусь, отличные уроки! Ты умничка! Круто!
    А скажи, как дети в первом классе вообще воспринимают такую непростую инфу с датами и фактами? Запоминают что-то? Или больше практика срабатывает?
    Это ты каждую неделю проводишь такие занятия для них?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даты я им не рассказываю, хватает фраз "три тысячи лет назад" или "в древние-древние времена". В 6-7-8 лет им что три тысячи, что миллион, всё примерно одно по времени - и египет, и динозавры, и бабушка с дедушкой. не в этом суть) Даты я тут пишу потому что взрослые читают)) Так, для общего развития... Факты я рассказываю коротко, начиная "а вот представляете..." Тут большой простор для творчества, в общем... Запоминают, да. Не с первого раза, надо периодически возвращаться. А урок у каждого класса раз в неделю.

      Удалить
  2. Ира, замечательный урок! Замечаний никаких нет! Спасибо!
    А как дети воспринимают уроки в отрыве от истории? Они понимают какую-то очередность, развитие? Я просто задумалась, а не нужно ли это позже делать, чтобы историю поддержать? Ты как считаешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В 6-7-8 лет ещё сложно сложить все "пазлы" в одну временную линию. Это они сделают, когда подрастут и будут историю учить. Сейчас это в общем-то неважно) Дети узнают про разные цивилизации, что одни умели то, а другие это, а благодаря тем-то мы сейчас вот так строим, а благодаря тем-то вот так считаем... В таком возрасте - это больше про кругозор, чем про историю. Просто потом им легче будет, уже что-то будет всплывать из памяти)) Ну, я надеюсь)))

      Удалить
  3. Ответы
    1. Спасибо огромное за обратную связь!

      Удалить