26.01.2018

История искусств для детей и их родителей)

Большой привет!
Думаю, раз вы здесь, то скорее всего уже в курсе про что я буду рассказывать. А если вдруг кто-то случайно тут оказался, то вот небольшое вступление.

Второй год я преподаю историю искусств в школе (не государственной) первому и второму классу (да, на курсу, а классу)) Курс начался с крошечной идеи и я пишу его сама, с нуля, читая и изучая всё, что попадается под руку. Спасибо, что школа даёт возможность воплощать идеи, свободу и поддержку. Через пару-тройку лет, я надеюсь, вся эта история с курсом приобретет более-менее законченный вид. Но пока я ощущаю себя за собиранием паззла CMYK из пяти тысяч кусочков )
В инсте (кстати, иногда я там выкладываю отчёты под тегом  #muzamamaпедагог ) я как-то спросила: нужно ли сделать подобный курс онлайн? И мне ответили да, давай! Не прошло и года, как я написала первый урок! Он будет по старинке: с текстом и картинками. В сободном доступе. Как всё будет выглядеть дальше - посмотрим. А пока - дарю)

Итак, поехали! 


ЦУ: - В каждом занятии есть теория и практика. Каким образом донести теорию до ребёнка - дело очень индивидуальное. Тут могут быть и лекции, и театральные представления, и всё на что хватает фантазии и сил) Но не зачитывайте написанное, пожалуйста! Пересказывайте своими словами! 
- Помните, что одному ребёнку может хватить рассказа из двух предложений, а кто-то захочет каждое незнакомое слово искать в гугле) У всех свои способы восприятия и переработки информации! Идите за ребёнком!
- Уроки по истории искусств - ещё один способ весело провести время вместе с ребёнком! Не относитесь слишком серьёзно! 
- Вооружитесь глобусом или картой.

Итак, первая тема  "Первобытное искусство" 




Вступление:

Давайте вспомним (найдем) всё ЧЕМ мы сейчас можем рисовать. А ЧЕМ могли рисовать наши бабушки и дедушки? А их бабушки и дедушки? А их прапрапра... ? И так далее)
ЧТО мы сейчас рисуем? Хотим - цветы, а хотим - роботов или космос. А ЧТО рисовали наши бабушки? А прапрапрапра... когда не было ни самолётов, ни машин... А НА ЧЁМ рисовали? А ЗАЧЕМ они это делали? А наши прапрапрапра... предки, которые жили даже не в домах, а в пещерах и соседствовали с мамонтами, умели ли рисовать? До 19 в. считалось, что нет, не умели. Да и незачем им было уметь изображать окружающую действительность, других дел хватало) И тут начинается история первая...

История первая.  Альтамира (Испания)

В 1868 г. в расщелину в скале провалилась собака одного из жителей местечка под названием Сантильяна-дель-Мар. Пытаясь освободить животное, мужчина обнаружил пещеру и не удивился находке - в тех местах пещер много. Но о находке он сообщил Марселино де Саутуола, археологу-любителю. Тот начал раскопки.
В 1879 г. Саутуола зашёл в пещеру со своей дочерью Марией. Благодаря своему росту, девочка могла залезать туда, куда не смог её отец и в цветных пятнах на сводах пещеры увидела животных! 
О потрясающей находке Саутуола рассказал в небольшой брошюре. Но вместо поддержки и  признания первооткрыватель получил обвинения в мошенничестве и подделке изображений!Главным аргументом было то, что древние люди не были развиты настолько, чтобы рисовать настолько реалистично! И к тому же в пещеры не проникает свет! 
Марселино де Саутуола умер, так и не дождавшись признания своего открытия. 
В 1902 году, после многочисленных находок в других местах, рисунки Альтамиры были признаны как искусство палеолита, т.е. создаными 15-20тыс лет до н.э. 

На стенах пещер изображены быки, бизоны, лошади, олени, мамонты, а также схематично нарисованы люди и есть отпечатки ладоней. Многие фигуры в натуральную величину. Что-то нарисовано красками (разведенными минеральными красителями: охрой, марганцем, гематитом), а что-то процарапано в камне. 

В 1977 г. пещеру пришлось закрыть на реставрацию. Большое количество туристов сказалось на изменении температуры и влажности воздуха, от чего на рисунках стала появляться плесень, краски терять яркость и текстуру. В 1982 году пещеру открыли, но ограничили количество туристов. Однако это не спасло положение и рисунки продолжали портиться. В 2002 году пещеру снова закрыли, но всю атмосферу воссоздали в музее рядом. 












История вторая. Пещера Ласко (Франция) 

В 1940 г. во время грозы упала сосна и открыла вход в пещеру, который случайно обнаружили четыре подростка. Пещера была покрыта многочисленными рисунками! О своей находке они рассказали учителю Леону Лавалю, а тот - учёному, исследователю первобытного общества, Анри Брейлю. Брейль установил подлинность росписей и сделал описание. Выяснилось, что возраст рисунков в пещере Ласко 18-15 тыс
Древние люди изобразили быков, носорогов, лошадей, зубров, животных семейства кошачьих и загадочное животное с рогом на лбу. Также как и художники, трудившиеся в пещере Альтамира, авторы рисунков в пещере Ласко использовали для работы измельченные минералы смешанные с водой или животным жиром. Часть линий вырезано в камне. 

В 1963 г. пещеру закрыли для туристов из-за опасного уровня влажности и температуры.  Рядом с пещерой Ласко выстроена копия пещеры Ласко 2. 











История третья. Тассили-н-Аджер

Сахара - крупнейшая на Земле пустыня. До сих пор учёные спорят что же вызвало здесь засуху. 
В Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира, расположено огромное (72 тыс кв км) плато Тассили-н-Аджер. Поверхность плато пересекают каньоны, а в скалах имеется множество пещер. Впервые о рисунках в пещерах Тассили стало известно в конце 19 в., но они не привлекли должного внимания научной общественности. В 1909 г. снова были обнаружены рисунки, но и эта находка осталась без внимания. 
В 30-х годах лейтенант Бренан во время разведки в одном из каньонов обнаружил на отвесной скале изображения животных: слонов, жирафов, носорогов. Бренан провёл в пустыне несколько лет, описывая рисунки. И только в 1956 г. была организована научная экспедиция под руководством Анри Лота. Во время которой были найдены сотни наскальных изображений животных и людей, в том числе странных кругоголовых существ.
Рисунки в пещерах Тассили - настоящая летопись Северной Африки! Рисунки создавались множеством поколений людей, живших на территории Сахары вплоть до времени их открытия. По изображениям на скалах учёные смогли проследить эволюцию Сахары: когда-то она была цветущей саванной! А в долинах, где сейчас только песок текли реки!
Самые древние изображения датируются 6000 - 2000 лет до н.э. 





 (Ч/б изображения взяты из книги Анри Лота)













Ещё почитать про пещерную живопись:

Практическая часть

Итак, в 19 веке люди узнали, что древние наши предки очень хорошо умели изображать окружающую их действительность. А мы сейчас сможем нарисовать так же?! Попробуем!

Дальше могут быть варианты:

- прикрепить "холст" на стену или под стол (для имитации рисования на потолке)
- скопировать понравившиеся рисунки
- представить себя древним человеком и нарисовать то, что видишь
- нарисовать какую-то историю и дать разгадать "археологу": маме, папе... 
- рисовать один рисунок вдвоём, втроём, вчетвером... 



Материалы:

- Ватман или другая плотная бумага формата А3 или как пойдёт)
- Текстурная паста с песком. Например, такая или такая 
- Вместо текстурной пасты можно смешать клей ПВА, мелкий песок и акриловую краску. 
- Акриловая краска песочных, серых оттенков.
- Мастихин
- Уголь (можно купить прессованный в магазине для художников или пойти пожечь костёр)
- Сепия или сангина
- Лак для волос (для закрепления)





Ход работы:

- Текстурную пасту смешиваем с акриловой краской
- Мастихином наносим  пасту на бумагу, создавая рельеф.
- Помним, чем толще слой и активнее рельеф, тем дольше будет сохнуть.
- Акриловую краску можно наносить отдельными мазками, чтобы поверхность и цвет были неоднородными
- Мастихин моем сразу же после работы
- У нас получилась имитация пещерной стены
- После полного высыхания приступаем к рисованию
- Не забываем растирать уголь или сепию (дети любят жирненьким слоем закрашивать, который потом обсыпается)
- Можно оставить след ладони на нашей "стене"
- Фиксируем изображение лаком для волос




По пещерной живописи у меня всё) Спасибо, что дочитали! 

Ближайшие несколько уроков будут в свободном доступе, но мне будет приятно, если вы поддержите мой энтузиазм финансово:

Номер карты Сбера
4276 5500 9636 5849
Muzalevskaya Galina



До новых встреч в эфире!

20 комментариев:

  1. Как здорово и увлекательно!)) особенно практика! Конечно, интересно, что же "будет дальше"!
    В порядке комментариев и пожеланий: я бы добавила пару слов про "а что у нас?" - Капову пещеру. Ее открытие в свое время произвело сенсацию, до этого считалось, что только в Европе в палеолите жили "живописцы":)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Добавить на самом деле можно много чего) Был бы запрос у слушателей!)))

      Удалить
  2. Мне очень понравилось - интересно и доступно, а самое главное познавательно!
    И практические задания понравились - не сложные, а деткам будет очень увлекательно :) Поэтому продолжение конечно же нужно!!! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, я очень рада, что и доступно и интересно! Спасибо за обратную связь!

      Удалить
  3. Спасибо за пост! :)) Практика выглядит очень заманчиво-привлекательной!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, практика успешно реализуется!

      Удалить
  4. Это просто здорово!!! Как бы я хотела учиться в свое время Истории искусств у Вас!))) А то это не был бы самым скучным и нудным уроком в училище))) Спасибо за лекцию и за фото, очень интересная информация, а практическая часть-это вообще супер!!!
    А наскальные рисунки относятся к пещерной живописи?)) У нас в Якутии сохранились изображения животных на Ленских и Синских столбах. Там у нас в основном лоси и олени изображены.

    ОтветитьУдалить
  5. Ира, супер!
    Материал адаптирован под возраст, увлекателен.
    Просто представила нашу малышню под партами с углем!
    Пожалуйста, обязательно продолжать!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Ира!!!!! Ты это сделала! Ура!!!
    Спасибо огромное!
    Я дам обратную связь, когда мы проведем урок. Только ещё нужно материалы подкупить. Нет нужных оттенков и песка:)
    Спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Ира, а ты картинки распечатываешь или с экрана показываешь?

    ОтветитьУдалить
  8. Очень интересно!!!! Захотелось даже поприсутствовать на уроках!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, Ирина, за богатую разработку!! Попробую со своими "второгодницами" провести. Если получится, отрапортую))

    ОтветитьУдалить
  10. Отличная подача материала! Мы с детьми в ноябре тоже эту тему проходили, в иг есть даже результат нашей работы)... Инфу собирала по крупицам, для общего ознакомления было достаточно, но у Вас, Ирина, прочитала намного больше! Спасибо большое, буду ждать продолжения!

    ОтветитьУдалить
  11. Это оочень интересно! Ириша, какая ты умница! не перестаю восхищаться тобой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо тебе большое! Я стараюсь))

      Удалить