18.05.2018

История искусств для детей и родителей. Часть 2.

И снова здравствуйте!
Второй пост на тему истории искусств для детей готов! Третий на подходе)
Спасибо всем за обратную свзяь! Значит всё не зря.
Вся предыстория и первый пост ВОТ ТУТ

Сегодня отправляемся к индейцам!

Напомню ЦУ из прошлого поста:
- В каждом занятии есть теория и практика. Каким образом донести теорию до ребёнка - дело очень индивидуальное. Тут могут быть и лекции, и театральные представления, и всё на что хватает фантазии и сил) Но не зачитывайте написанное, пожалуйста! Пересказывайте своими словами! 
- Помните, что одному ребёнку может хватить рассказа из двух предложений, а кто-то захочет каждое незнакомое слово искать в гугле) У всех свои способы восприятия и переработки информации! Идите за ребёнком!
- Уроки по истории искусств - ещё один способ весело провести время вместе с ребёнком! Не относитесь слишком серьёзно! 
- Вооружитесь глобусом или картой.

Итак, для начала почти детективная история... Чтобы взрослым тоже было интересно))

Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем... 
Как поссорились антропологи с коренными американцами.




В 1996 году в штате Вашингтон в окрестностях города Кенневик на берегу реки Колумбия два подростка случайно обнаружили скелет человека. Сначала решили, что там было совершено преступление и делом занялась полиция. Но быстро выяснилось, что всё не так просто - скелет древний. Находкой занялись учёные, которые предположили, что нашлись останки переселенца со Старого света, то есть европейца. Однако радиоугледродный анализ показал, что возраст скелета более 8500 лет!

В этот момент в дело вступили представители индейских племён, которые заявили, что найден их предок и поэтому останки следует забрать у учёных и передать им для захоронения.




Дело в том, что в 1990 году был принят закон о Защите индейских захоронений, по которому древние предметы и человеческие останки, найденные на федеральных землях или на землях, принадлежащих индейским племенам, должны возвращаться индейцам. Музеи, продолжающие хранить такие экспонаты, приговариваются к штрафу. 

Учёные в свою очередь, опасаясь, что находку у них заберут, подали на индейцев в суд! И тут выяснилось, что череп "кенневикского человека" не очень-то и похож на череп коренного американца (массивный и круглый)! Найденный череп был длинный и вытянутый. Теория, что был найден предок индейцев была поставлена под сомнение. 



Поэтому в 2004 суд постановил отдать скелет учёным для дальнейшего изучения его родства с индейскими племенами. Но представители племён не сдавались и требовали установления истины через суд. 
В 2015 году были проведены новые  исследования, которые подтверждали, что индейцы всё-таки  являются потомками "кенневикского человека". В 2016 году подтвердили выводы 2015-го года и суд постановил захоронить останки. В 2017 году останки"кенневикского человека" были захоронены по индейскому обряду. 
Конец))
*******

А откуда вообще появились коренные американцы, которые в 15 веке стали индейцами? Считается, что древние предки коренных жителей Америки пришли из Сибири, через Берингов пролив. По одной из версий это произошло 14-16 тыс лет назад, по другой - более 20 тысяч. Ну, а индейцами они стали с лёгкой руки европейских мореплавателей 15в., в т.ч. Колумба, который думал, что доплыл таки до Индии. В русском языке есть разница "индеец" и "индииец", а в английском, например, нет: "indian". 

А пока Колумб ещё не приплыл коренные жители называли себя по-разному: сапотеки, ольмеки, майя, тольтеки, ацтеки, тотонаки, миштеки, чичимеки...

Задание: Перечисляя названия племён, можно вставить пару лишних слов и спросить, что же из этих названий правдиво. Если ребёнок сам читает, то задание: прочитать и найти "подходящие" названия для коренных жителей.

А теперь история вторая, не менее детективная)

В 1862 г. в заболоченной местности штата Веракрус (Мексика) некто Х.М. Мельгар обнаружил скульпутру не похожую ни на одну ранее найденную на территории Мезоамерики. (Мезоамерика - это территория центральной Америки, где в доколумбову эпоху существовали высокоразвитые цивилизации) 




Каменная скульпутра выглядела как огромная (высотой 1 м 47см и весом около 8 тонн ) голова... африканца!
Если это был обломок статуи, то каков размер "тела"? Было ли оно вообще? И почему у головы настолько выражены черты негроидной расы? 
Позже, уже в начале 20-го в., были найдены ещё головы, самая большая из которых достигает в высоту 3,4 м. Всего было найдено 17 голов! (картинка ниже увеличивается по клику)































С этих находок началась история открытия цивилизации ольмеков, расцвет которой был 
возможно в 1500 до н.э - до 400 н.э. И которая, как оказалось, очень сильно повлияла на другие культуры: теотиукана, майя, тотонаков, сапотеков.
Откуда пришли ольмеки и почему их цивилизация пришла в упадок  до сих пор со стопроцентной уверенностью сказать никто не может. Также неизвестно как они сами себя называли: название "ольмеки" - "жители страны каучука" пошло из хроник ацтеков, одного из более поздних племён. 






Относительно голов возникает много вопросов: кого они изображали? Может быть, что это портреты местных вождей. А может и нет)

Каким образом древние ольмеки перевозили многотонные скульптуры? Ведь колесо для транспортировки они не использовали (хотя колесо как таковое им было знакомо: были найдены детские игрушки на колёсиках!) и животных, которые могли бы помочь с перевозкой у ольмеков тоже не было! 




Задание: поразмышлять на тему перевозки: как всё-таки можно было перевозить такие тяжеленные грузы?

Каким образом они обрабатывали базальт из которого сделаны головы? Базальт одна из самых твердых пород, а металлических орудий тогда ещё не знали...






******
А на каком же языке разговаривали ольмеки? Как и на чём писали? И писали ли вообще?

В конце 1990-х годов близ деревни Каскахаль рабочие, добывающие щебень, нашли обломки керамики и статуэток. Археологи начали раскопки в этом месте и нашли каменную плиту с письменными знаками - "Каскахальсктй блок". Считается, что сделана она в 1 тыс. до н.э. и сделали её ольмеки! 
Плита размером немногим больше листа А4, толщиной 13 см и весом около 12 кг. На плите 62 знака, похоже, что это письменный текст.  Плита имеет вогнутую форму, как будто рисунок несколько раз соскабливали. Но что именно там написано до сих пор не расшифровано! Некоторые учёные ставят под сомнение подлинность "Каскахальского блока". 




Когда-то, я надеюсь, загадки древней ольмекской цивилизации будут разгаданы. И нам будет, что ещё обсудить) А пока переходим к практической части. 

Задание: слепить голову по подобию ольмекской. 

Варианты действий:
1) Лепить можно из:
- обычного пластилина, конечно же), но берите одни цвет.
- солёного теста (рецепт: соль и мука 1:1, добавлять воду до консистенции густого теста)
- скульптурного пластилина (он плотнее и разогревать его в руках надо дольше, чем обычный детский. В работе мне он больше нравится)
- из массы для папье-маше. Рецепт, например, здесь 
-- из глины, если есть возможность и навык. 

Также из глины можно слепить "Каскахальский блок" и срисовать знаки. Не забывайте, что блок вогнут. 

2) Для младших искусствоведов и археологов можно устроить "раскопки", которые проводят, например, лего-человечки. Только тогда лепите голову пропорционально. Они ведь были в основном выше роста археологов. 
Для старших: уделить внимание деталям. Все головы в шлемах, характерные носы и губы.




5) Можно попробовать слепить лица "ольмекских вождей" из рулончиков из под туалетной бумаги. Головы по пропорциям получаются менее похожими, но сам процесс любопытный)
Краткая инструкция здесь и здесь 






Спасибо всем, кто дочитал! Продолжение следует!

Вопросы, пожелания, предложения можно писать сюда, а можно на почту muzamama@gmail.com


Ближайшие несколько уроков будут в свободном доступе, но мне будет приятно, если вы поддержите мой энтузиазм финансово:

Номер карты Сбера
4276 5500 9636 5849
Muzalevskaya Galina



3 комментария:

  1. Пишите, пожалуйста, обязательно! Очень интересно читать, особенно мне! Мы такие головы попытались из песка на пляже сделать, все детей в округе заинтересовали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за отклик! На выходных будет продолжение)

      Удалить
  2. Ира, не могу оторваться - как интересно! Хочу к тебе на урок!

    ОтветитьУдалить